5. Особенности МСТ – изделий: датчики давления

На примере датчиков давления особенности микроэлектромеханических изделий проявляются достаточно ярко.
Датчик давления тензометрического типа - наиболее успешно продвинутый продукт МСТ. Кремниевые датчики давления - первые серийно выпускаемые микроэлектромеханические изделия, выполненные модифицированными методами микроэлектронных технологий (1966-68гг.). Это самые массовые МЭМС – изделия: при объеме рынка датчиков давления в США более 500 млн. штук в год, уже в 1996 г. до 80% составляли микромеханические датчики. Основными потребителями датчиков давления являются автомобильная и аэрокосмическая промышленность, энергетика, химия, медицина.
Чувствительный элемент датчиков – кремниевый чип может отличаться по размерам, но топология элементов и конструкция чипа большинства датчиков весьма схожи. Тензочувствительные структуры (как правило, резисторы), интегрально (как одно целое) выполнены на поверхности тонкой мембраны, прецизионно вытравленной в «теле» чипа (рис. 11). Тензочувствительность кремниевых резисторов в 10…100 раз выше, чем у металлических (проволочных или фольговых) тензометров. Если это требуется, на поверхность чипа наносят покрытия для защиты от воздействия среды.
К мембране необходимо подвести измеряемое давление – соединить под- и / или надмембранное пространство с измеряемой газообразной или жидкой средой. Чип устанавливается в корпус. Тип корпуса определяется назначением датчика. Для соединения применяют сварку, пайку и склеивание. При использовании пластиковых корпусов соединение выполняется склеиванием (рис.12). С металлическими корпусами чипы приходится соединять через «проставок», т.к. различное расширение материалов в диапазоне эксплуатационных температур создает паразитную деформацию мембраны, внося погрешность в результаты измерений. Стеклянное основание сваривается с чипом (рис. 11), основание соединяется с корпусом пайкой или склеиванием.
В конструкциях прецизионных датчиков используются более сложные решения (см. например рис. 13).
Электрическую схему чипа (для датчика тензометрического типа – это резистивный мост) необходимо соединить с внешними выводами. Контактные проводники следует закрепить, например как на рис. 12.
Вернемся к теме затронутой к конце раздела 3.
МЭМС - датчики давления разного назначения существенно отличаются по размерам, конструкции, степени сложности и стоимости при практически одинаковых основных метрологических показателях. Так датчики (рис.8-10) обеспечивают измерения давления в диапазоне 0…100 кПа с погрешностью 0,5% при нормальный условиях.
Для большинства промышленных применений миниатюрные датчики в настоящее время не типичны. Необходимость надежной защиты от внешних воздействий, как чувствительного элемента, выполненного в виде чипа, так и коммутационных соединений чипа с внешними проводниками, приводит к тому, что МЭМС – чипы спрятаны глубоко внутри датчиков давления промышленного назначения (см. рис. 8). В результате по металлоемкости и сложности такие датчики незначительно отличаются от традиционных конструкций.
Аэрокосмические применения – область, где малые габариты и масса являются одним из решающих аргументов в пользу МЭМС – приборов. Проблема защиты от внешних воздействий здесь также весьма значима. Первые миниатюрные кремниевые датчики давления и акселерометры разработаны и освоены именно в этой области еще в конце 60 – ых годов. Датчики отличаются высокими динамическими характеристиками (собственные частоты датчиков давления - до 500 кГц), наименьший диаметр датчика – до 0,6 мм, датчики обладают высокой устойчивостью к вибрациям и ударам. Их не назвать дешевыми - миниатюрный датчик давления для аэроакустических исследований (рис. 9) соизмерим по стоимости с «средним» персональным компьютером.
Мощное «ускорение» развитию МЭМС – датчиков придал топливный кризис конца 70 – х годов. К созданию экономичного автомобиля были привлечены крупные электронные фирмы. Для «жестких» автомобильных условий были разработаны такие датчики давления, которые при массовых тиражах позволили снизить стоимость датчиков на порядок. В настоящее время автомобильная промышленность крупнейший потребителей (более 600 млн. / год) микроэлектромеханических датчиков – в основном это датчики давления и акселерометры. Автомобильные датчики отличают небольшие габариты, простота и надежность конструкции (датчик давления фирмы SenSym - рис. 10).

В исследовательской практике иногда пригодны и простейшие конструктивные решения. Так кремниевый чип датчика пульсаций давления (рис. 14) устанавливается через кремниевую проставочную деталь непосредственно на поверхность аэродинамической модели, защищен только тонкой полимерной пленкой и имеет минимальную массу и небольшие размеры. Такой датчик может работать при высоком уровне ускорения (до 30000g) на роторе турбомашины. Толщина сенсора 0,4 мм обеспечивает возможность установки в диски и лопатки роторов толщиной от 1,5 мм. Однако, надежно измеряя пульсации (переменную составляющую), такой датчик может измерять статическое (постоянную составляющую) давление только со значительной погрешностью.

 

Рис. 11. Датчик давления тензометрического типа

 

 

Рис. 12. Датчик давления фирмы Motorola

 

 

Рис. 13. Датчик давления промышленного назначения ( KISTLER , Швецария) Конструкция измерительного модуля

 

 

Рис. 14. Д атчик пульсаций давления , разработанный в СПбГПУ, для установки на рабочее колесо центробежного компрессора